Российский рынок государственных и корпоративных закупок постоянно претерпевает изменения: как только заказчики с поставщиками более-менее привыкнут к новой редакции закона о закупках и сложится относительно понятная правоприменительная практика, так сразу жди изменений — новых запретов, ограничений, или, наоборот, мер расширения поддержки для субъектов малого бизнеса.
Однако в 2022 году ключевые изменения в российских закупках были заданы не столько законодательными нововведениями, сколько сугубо экономическими предпосылками. К концу текущего лета можно выделить три ярко выраженных тренда, сформированных новыми условиями. Рассказывает ведущий эксперт учебного центра АО «ТЭК-Торг» Александр Кузнецов.
1. Дополнительные соглашения: а что, так можно было?
В последние годы стабильная ситуация на рынках позволяла заказчикам предъявлять к поставщикам жесткие требования по исполнению договоров и предусматривать жесткие штрафы и пени в случае их нарушения. Но в марте 2022 года из-за резких валютных колебаний и усиления инфляции существенное количество закупок «зависло» на стадии подписания договоров. Поставщики стали массово отказываться от результатов победы из-за непредвиденного роста себестоимости.
Заказчики, работающие по 223-ФЗ, оказались перед выбором-либо соглашаться на изменения условий с повышением цены, либо проводить новую закупку с риском еще большего роста стоимости. В условиях неопределенности разумнее всего было уступить поставщику, сохраняя поставки в рамках действующих соглашений. Правительством РФ были направлены директивы в советы директоров акционерных обществ с государственным участием (223-ФЗ), по которым заказчикам предписывалось не применять штрафные санкции, а также продлевать сроки исполнения договоров и корректировать цены в 2022 году в случае нарушений обязательств поставщиком «из-за последствий введения ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств». Аналогичное решение в отношении госзаказа было оформлено Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 340.
2. Семь раз отмерь, один — подай
Ценовые колебания заставили поставщиков серьезно пересмотреть политику ценообразования при формировании заявки. Повышение «предпринимательских рисков» привело к повышению расчетной маржинальности. Одновременно с этим стал резко сокращаться срок действия оферт на закупках, где поставщики могут указывать такой срок. Участники закупок стали настороженно относиться к участию в крупных закупках с длительным сроком поставок, предпочитая процедуры с короткими сроками и простой логистикой.
3. Все — в магазин
Все большую популярность набирают закупки в электронных магазинах. Главные их преимущества — простота и быстрота. Если процедурно конкурентная закупка в среднем длится месяц, то закупка в магазине может успешно завершиться в течение недели: это существенно снижает риски и позволяет ориентироваться на актуальные цены производителей. С 1 июля 2022 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ № 2323, официально утвердившее использование электронных магазинов в качестве одного из способов закупки для субъектов МСП, разрешив проводить такие закупки с ценой договора до 20 млн. рублей.
Несмотря на экономические изменения, рынок государственных и корпоративных закупок продолжает демонстрировать устойчивую стабильность, а заказчики и поставщики успешно адаптируются под новые условия. О том, как начать работу на рынке закупок, можно почитать в нашем предыдущем материале.