Войти

Торги коммерческих организаторов

11 сентября 2024

Коммерческие торги и коммерческие организаторы – так повелось называть процедуры, регулирование которых ограничивается общегражданским законом (ГК РФ), т.е. на них не распространяются требования Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, а также других специальных законов. Торги организуются и проводятся в силу частного интереса по инициативе частного заказчика, а не в силу нормативных предписаний. Это могут быть не только торги на приобретение товаров, работ, услуг, но и торги на продажу какого-либо имущества (п. 6 ст. 447 ГК РФ).

Организаторы торгов: кто это и как они влияют на результат? 

Организатор торгов – это, как правило, посредник, действующий на основании договора с заказчиком (интересантом соответствующего договора). Организатор торгов и заказчик могут совпадать в одном лице. Так, пунктом 2 ст. 447 ГК РФ установлено, что в качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и проч.).

Договор между организатором торгов и заказчиком может быть составлен по-разному: чаще всего это агентирование или возмездное оказание услуг. Если организатор торгов действует не от своего имени, а от имени заказчика, ему или его работникам могут потребоваться доверенности на совершение юридически значимых действий.

Деятельность организаторов торгов, конечно, находится в прямой причинно-следственной связи с их результатами. Организатор отвечает за информационное сопровождение торгов, прием заявок и задатков (или иных способов обеспечения заявок), координирует работу аукционной или конкурсной комиссии, заключает договор с победителем.

Кто может быть организатором и в чем его основная задача? 

Специальных требований к фигуре организатора нет, выполнение юридических и фактических действий в интересах заказчика может быть поручено любому лицу (как физическому, так и юридическому). Эта деятельность не лицензируется, не требует какой-либо аккредитации или членства в СРО, для ее ведения достаточно общей гражданской правоспособности. Можно сказать, что ценность организатора состоит в его квалифицированном персонале, который в установленном порядке и в надлежащие сроки проведет торги. Чаще всего организаторами выступают коммерческие организации.

Отсутствие специальных требований к статусу организатора торгов имеет и негативную составляющую, которую необходимо учитывать как заказчикам, так и участникам коммерческих тендеров. Так, известны случаи совершения организаторами торгов мошеннических действий, направленных на завладение денежными средствами, вносимыми претендентами на участие в торгах, а также случаи распространения информации о предстоящих торгах конкретным субъектам до ее публикации и (или) размещения в сети Интернет.

Организатор торгов и его работники не могут участвовать в соответствующих торгах – это необходимое средство блокирования конфликта интересов, установленное антимонопольным законодательством (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

В последнее время появилась новая форма экономики совместного потребления – это совместные покупки потребителями–гражданами. Организатором совместной покупки выступает гражданин, который приобретает товар по оптовой цене у оптового продавца с последующей реализацией данного товара другим физическим лицам. За свою агентскую деятельность он получает вознаграждение. Совместная покупка производится на сайтах торговых агрегаторов (например, www.63pokupki.ru, www.100sp.ru, www.sitepokupok.ru, www.sptovarov.ru). Но в собственном смысле торгами, тендерами она не является – это агентирование, позволяющее потребителям приобретать товары с оптовым дисконтом.

Нормативно-правовая основа

Коммерческие торги проводятся по правилам ст. 447, 448 ГК РФ (кроме того, можно принять во внимание ст. 449 ГК РФ, посвященную порядку и последствиям судебного обжалования торгов), также на них распространяются универсальные антимонопольные требования и запреты (ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ).

Такие торги могут проводиться в форме аукционов (побеждает лучшая цена) и конкурсов (побеждают лучшие условия), но нет препятствий и для применения неторговых конкурентных процедур (запрос оферт, конкурентные переговоры, разного рода отборы и проч.). Это объясняется принципом свободы договора (ст. 421 ГК РФ), одним из элементов которой выступает выбор своего контрагента. Следовательно, алгоритм такого выбора (процедуры) тоже должен быть свободным.

Коммерческие торги могут проводиться в электронной форме – электронная площадка выбирается по усмотрению заказчика или организатора торгов.

Коммерческие торги не могут быть обжалованы в административном порядке, проверка порядка их проведения не входит в компетенцию антимонопольных органов, т.к. они не являются «обязательными в силу закона» (ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ). В случае если в процессе организации и проведения коммерческих торгов имелись нарушения, обращаться за защитой следует в суд.

Порядок проведения коммерческих тендеров 

Слово «тендер» давно превратилось в клише, устойчивое выражение, однако легального определения у него в нашем законодательстве нет, поэтому тендерами привычно именуются торги. Коммерческие торги похожи на обязательные торги – различия носят непринципиальный характер. Так, они могут быть открытыми (для всех желающих) и закрытыми (для приглашенных, но с государственной тайной это, само собой, не связано); для них предусмотрено обязательное внесение участниками задатков (п. 5 ст. 448 ГК РФ), хотя практика показывает, что задатки давно вытеснены обеспечительными платежами (ст. 381.1 ГК РФ). Извещение о торгах публикуется за 30 дней до их проведения.

К особенностям гражданско-правового регулирования следует отнести нормативно установленные сроки отказа организатора открытых торгов от их проведения – их несоблюдение влечет возникновение обязанности возмещать убытки лицам, подавшим заявки (п. 4 ст. 448 ГК РФ), – а также оформление совместно с победителем протокола о результатах торгов, приравненного к договору.