Контрактный управляющий (далее КУ) – специалист, непосредственно осуществляющий процедуры закупок. Главная задача КУ – организовать и провести процедуры таким образом, чтобы одновременно соблюдались интересы заказчика и требования законодательства. В данной статье рассмотрим, кто такой КУ, его задачи, какие требования предъявляются к этой должности, возможности организаций по привлечению внештатного специалиста.
Кто такой контрактный управляющий?
Под данным термином понимается лицо, которое отвечает за организацию и проведение закупочных процедур в рамках Федерального закона от 05.042013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе" (далее – 44-ФЗ). Основная цель его работы – обеспечить соблюдение всех процедур и правил закупок, чтобы избежать нарушений законодательства и обеспечить наилучшие условия для государственного заказчика.
КУ, в соответствии с ч. 2 ст. 38 44-ФЗ, назначается в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика меньше 100 млн руб. и при этом у организации не создана контрактная служба.
В организации может действовать как один, так и несколько КУ, причем установление отдельной должностной позиции в штатном расписании организации-заказчика не обязательно. На практике обязанности КУ возлагаются на сотрудников бюджетных учреждений, принятых на самые разные должности – от воспитателя детского сада до главных инженеров промышленных предприятий.
КУ может быть определен как из числа штатных сотрудников организации, так и являться привлечённым специалистом. Его задачи охватывают практически весь спектр действий, связанных с планированием, проведением и внутренним контролем закупочных процедур.
Задачи и обязанности по 44-ФЗ
Обязанности КУ регламентированы частью 4 статьи 38 44-ФЗ. Среди его задач можно выделить следующие:
-
Планирование закупок: разработка и утверждение плана закупок и плана-графика. КУ должен учитывать потребности заказчика и бюджетные ограничения при формировании закупочных процедур.
-
Работа с поставщиками: исследует рынок, проводит консультации с известными ему потенциальными контрагентами, участвует в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках продукции. Такие консультации осуществляются на стадии планирования закупок, а также для определения наилучших технологий и методов поставок продукции, для определения актуальной рыночной стоимости.
-
Публикация информации: КУ отвечает за подготовку и размещение в ЕИС уведомлений о проведении закупок, сведений об изменениях, протоколов, сведений из закупочной документации, проектов контрактов, а кроме того – за подготовку и рассылку приглашений участникам.
-
Проведение закупочных процедур: организация и проведение торгов и закупок у единственного поставщика с учетом требований федерального закона и подзаконных актов, также подготовка к заключению контрактов.
-
Работа с претензиями и жалобами: участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков в контрольном органе и судах, осуществляет подготовку материалов для претензионно-исковой работы.
Важно также отметить то, чего контрактный управляющий не делает: он не осуществляет оценку предложений участников, направленных в ходе торгов, – такие решения принимает закупочная комиссия.
Ответственность контрактного управляющего
КУ несет как административную, так и уголовную ответственность за нарушения в рамках своих обязанностей. В случае если закупочная процедура проведена с нарушением законодательства или обнаружены факты коррупции и злоупотребления служебным положением, к КУ могут быть применены меры:
-
Административная ответственность: штрафы за нарушения в ведении документации, за нарушение сроков и правил проведения закупок.
-
Уголовная ответственность: возможны санкции за злоупотребление служебными полномочиями, получение взяток, сговор, нецелевое расходование бюджетных средств или другие действия, наносящие ущерб государству.
Поскольку КУ плотно взаимодействует с поставщиками в ходе консультаций, особо важно не допускать злоупотреблений от такого взаимодействия – не раскрывать поставщикам никакой чувствительной информации и не допускать никаких незаконных преимуществ для отдельных организаций. Для предотвращения возможных нарушений закона руководитель заказчика и КУ при осуществлении закупок обязаны предотвращать и урегулировать потенциальные конфликты интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Требования к контрактному управляющему
Главное требование, которое установлено в законе к лицу, занимающему должность КУ, в соответствии с частью 6 статьи 38 44-ФЗ – это наличие высшего или дополнительного профессионального образования в сфере закупок. Чаще всего это требование выполняется прохождением специального обучения по 44-ФЗ: профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Информацию о требованиях, предъявляемых к лицам, замещающим соответствующие должности, можно найти в Профстандарте №558 «Специалист в сфере закупок».
Также для эффективной работы КУ будут плюсом следующие навыки:
-
Опыт работы: наличие опыта работы в области закупок является преимуществом, особенно в сложных и крупных организациях.
-
Знание законодательства: отличное знание всех норм и положений 44-ФЗ, а также смежных правовых актов и нормативов.
-
Навыки работы с ЕИС и ЭТП: умение работать с порталами государственных закупок, подготовка и размещение документации в электронном виде.
-
Коммуникативные навыки: способность эффективно взаимодействовать с контрагентами и внутренними службами организации.
Можно ли нанять внештатного контрактного управляющего?
По закону привлечение стороннего КУ возможно и в некоторых случаях является целесообразным. Такой подход часто востребован небольшими учреждениями с ограниченным штатом, которые не имеют необходимости держать в штате постоянного специалиста по закупкам. Сторонний управляющий может быть привлечён на основе гражданско-правового договора или через специализированную компанию, предоставляющую такие услуги.
Приглашение стороннего специалиста имеет свои плюсы и минусы:
-
Преимущества:
-
Снижение затрат на содержание штатного сотрудника.
-
Привлечение профессионала с высоким уровнем знаний и опытом.
-
Гибкость в управлении закупочными процессами.
-
Недостатки:
-
Меньший контроль со стороны организации за деятельностью стороннего специалиста.
-
Потенциальные риски, связанные с защитой и конфиденциальностью данных.
В целом привлечение стороннего КУ может быть выгодным решением, особенно для организаций с небольшим объемом закупок или в случаях, когда необходима помощь эксперта в новой для заказчика отрасли.
Также нужно отметить, что помимо обязанностей, установленных законом, на КУ часто могут быть возложены и иные обязанности. Чаще всего такому лицу поручается заниматься возвратом финансовых средств поставщикам, если до этого имело место внесение обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта. Управляющий должен либо сделать это самостоятельно, либо инициировать эти действия.
Как правило, контрактный управляющий становится ключевым лицом в проведении закупки, взаимодействующим как со внутренними заказчиками, так и с потенциальными поставщиками. Таким образом, КУ получает понимание актуального рынка, может прогнозировать результат проведения закупок и предпринимать или инициировать корректирующие действия для повышения эффективности закупочной деятельности.
Заключение
Контрактный управляющий играет важную роль в обеспечении эффективного проведения закупочных процедур. Его задачи и ответственность требуют определенного уровня квалификации и профессионализма. Выполнение всех требований законодательства 44-ФЗ – это залог успешной и прозрачной работы не только для самого управляющего, но и для всей организации, проводящей закупки.