Какие предприятия относятся к субъектам малого и среднего бизнеса
Для российских предпринимателей из числа малого и среднего бизнеса действуют меры государственной поддержки, в том числе при участии в закупочных процедурах.
Прежде всего следует рассмотреть, кто относится к получателям таких мер.
К субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) относятся юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим установленным критериям (п. 1 ст. 3 209-ФЗ от 24.07.2007):
- Количество оформленных сотрудников не более 250 человек.
- Доход организации не более 2 млрд. рублей за прошлый год.
- Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставном капитале не более 25%; доля иностранных юридических лиц и лиц, не являющихся субъектами МСП, не более 49 %.
Если компания соответствует всем перечисленным требованиям, то она может претендовать на статус субъекта МСП и получать преимущества при участии в государственных и корпоративных закупках.
Что такое Единый реестр субъектов МСП
Если еще несколько лет назад для подтверждения статуса субъекта МСП заказчики могли требовать документы о штатной численности персонала, бухгалтерский баланс и документы, раскрывающие состав акционеров, то в настоящее время такие требования при проведении закупок как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ считаются избыточными.
Для того чтобы узнать, является ли конкретная компания субъектом МСП, необходимо обратиться в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Этот реестр ведется Федеральной налоговой службой - https://rmsp.nalog.ru/, информация предоставляется без взимания платы. Данные о субъектах МСП вносятся в данный реестр на основе сведений налоговой службы из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ежегодной налоговой отчетности компаний. Проверка осуществляется заказчиком по ИНН поставщика. При отсутствии информации в реестре поставщик считается не имеющим статус субъекта МСП. Данные на сайте обновляются 10 числа каждого месяца.
Таким образом, для подтверждения статуса поставщик не обязан прикладывать никаких дополнительных документов. Принадлежность к субъектам МСП определяется только на основе реестровой записи, и если поставщик в реестре отсутствует, то заказчик будет вынужден отказать в преференциях, предоставляемых малому и среднему бизнесу.
Преимущества участия в закупках государственных и корпоративных заказчиков
На федеральной электронной площадке «ТЭК-Торг» более 67% от всех участников – субъекты МСП, а доля новых зарегистрированных поставщиков, представляющих малый бизнес, в 2023 году составила 72%. При этом не только малые компании, но и некоторые индивидуальные предприниматели заключают свыше десяти договоров в год по итогам состоявшихся тендеров.
223-ФЗ дает заказчику широкие возможности осуществлять свою закупочную деятельность в зависимости от собственных потребностей и установленного в организации порядка. Вместе с этим российское законодательство предусматривает отдельную поддержку малому и среднему бизнесу, проявляемую, в том числе, в определенных преимуществах, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ПП РФ №1352).
Рассмотрим основные преимущества, предусмотренные для малого и среднего бизнеса:
1) Сокращенный срок оплаты
В случае если по итогам проведения закупки в рамках 223-ФЗ договор заключается с субъектом МСП, срок оплаты продукции составит максимум 7 рабочих дней от момента оказания услуг. В случае если заказчик не оплатит в указанный срок – в КоАП РФ предусмотрен административный штраф (размер штрафа: до 100 тыс. рублей на юридическое лицо, до 50 тыс. рублей – на должностное лицо).
2) Проведение «спецторгов»
В качестве одной из мер поддержки малого и среднего бизнеса часть объявляемых закупок проходит только для субъектов МСП – так называемые «спецторги». Минимальная доля таких закупок для крупнейших государственных компаний составляет 20% в ценовом выражении от совокупного годового объема закупок. При этом некоторые крупнейшие заказчики для «спецторгов» планируют более половины собственных закупок. Поэтому, конечно же, при участии в «спецторгах» у малого и среднего бизнеса шансов на победу значительно больше, поскольку они будут конкурировать только между собой. Однако и при участии в торгах на общих основаниях субъекты МСП тоже могут рассчитывать на победу, особенно в закупках на оказание различных услуг.
3) Квота на заключенные договора с субъектами МСП
Доля заключенных договоров с субъектами МСП в стоимостном выражении в годовом объеме закупок заказчиков, применяющих 223-ФЗ, устанавливается в размере не менее чем 25% совокупного годового стоимостного объема. Это означает, что малый и средний бизнес могут рассчитывать, как минимум, на четвертую часть всех средств, которые заказчики тратят в рамках проводимых закупок. Такая квота способствует снижению барьеров для малого бизнеса при установлении требований в закупочной документации объявляемых процедур. При участии в «спецторгах» у малого и среднего бизнеса шансов на победу значительно больше, поскольку они будут конкурировать только между собой. Однако и при участии в торгах на общих основаниях субъекты МСП тоже могут рассчитывать на победу, особенно в закупках на оказание различных услуг.
4) Сокращенный размер комиссии ЭТП
При участии в «спецторгах» на электронных торговых площадках размер комиссии, взимаемой с поставщика, составляет 1% от стоимости заказа, но не более 5 тысяч рублей. Комиссия взимается только с победителя закупки – в случае если поставщику не было предложено заключение договора, участие в торгах для него является полностью бесплатным. При этом для участия в закупках, которые объявлены только для субъектов МСП (а также в закрытых закупках по 223-ФЗ и любых закупках по 44-ФЗ), поставщик обязательно должен зарегистрироваться как участник закупки в ЕРУЗ на сайте https://zakupki.gov.ru.
Особенности проведения «спецторгов» по Закону 223-ФЗ
При этом к закупкам, которые проводятся для субъектов МСП, предъявляются особые требования. Процедурные особенности проведения торгов для субъектов МСП конкретно детализированы в статье 3.4 223-ФЗ. Таким образом, закупки для субъектов МСП в целом можно оценивать как типовые, широко применяемые совершенно различными категориями заказчиков.
Часто при проведении закупок для МСП встает вопрос о применении требований к наличию продукции или персонала у участников торгов. В этой связи необходимо обозначить, что 223-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки. Требования Заказчика о подробном описании в заявке компонентов товара, значения которых становятся известными только при испытании партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Применимый правовой подход, также изложенный в п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16, поддержан ВС РФ в решении по делу от 09.02.2017 №АКПИ16-1287. Верховный суд указал, что участник не обязан иметь в наличии закупаемый товар и владеть подробной информацией о его компонентах.
Еще одна проблема, которая часто возникает при закупках у МСП, – базис сравнения ценовых предложений поставщиков. Позиция ФАС России указывает, что Заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений участников закупки (в т.ч. НДС), применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков. Вопрос о допустимости изменения оценки предложений поставщиков на основе различий в используемых системах налогообложения рассматривался часто, и в последние годы управления ФАС России занимают жесткую позицию по этому вопросу – поставщики, использующие УСН, не должны дискриминироваться и оцениваться хуже, чем поставщики, выделяющие НДС из ценовых предложений. Позиция контрольного органа по учету НДС при сравнении базисов поставки также обозначена в Письме ФАС России от 22.08.2018 г. № АД/66562/18.
Особенности участия в закупках самозанятых граждан
Самозанятыми гражданами называют плательщиков налога на профессиональный доход. Это специальный налоговый режим с льготной ставкой 4% с доходов от физлиц и 6% с доходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч. 1 ст. 4 422-ФЗ от 27.11.2018). Налог на профессиональный доход платят те, кто работает сам или продает товары собственного производства.
При участии в закупках в соответствии с 223-ФЗ самозанятые граждане пользуются теми же преимуществами при закупках, что и субъекты МСП (ч. 15 ст. 8 223-ФЗ от 18.07.2011). Проверить принадлежность поставщика к самозанятым можно на сайте npd.nalog.ru.
Распространённые ошибки в закупках у субъектов МСП
Из практики рассмотрения ошибок поставщиков при проведении закупок для МСП можно отметить, что наиболее часто ошибки, допускаемые поставщиками, относятся к «человеческому фактору». Самая распространенная ошибка, которую допускают не только представители МСП, – это невнимательное знакомство с проектом договора, извещением и закупочной документацией, где заказчик указывает все требования к содержанию и составу заявки. Поставщику нужно внимательно их изучить, и в случае если что-то вызывает вопросы, необходимо через сайт ЭТП направить запрос на разъяснение документации. Заказчик отвечает на такие запросы в течение трех рабочих дней. Если все в документации устраивает – поставщику следует подать заявку, включив в ее состав все документы и сведения, установленные в закупочной документации, по приложенным формам.
Если поставщик будет невнимателен к требованиям, которые установил организатор торгов, – например, монтаж оборудования, доставка на отдаленный адрес, короткий срок поставки, – то с высокой долей вероятности будет допущена ошибка в ценообразовании, и после заключения договора можно столкнуться с неприятным сюрпризом.
Еще одна распространенная ошибка – направление заявки в последний момент, что чревато тем, что можно забыть или не успеть получить какой-то документ. Лучше подготовить заявку заблаговременно и все внимательно проверить.
Где искать госзакупки и закупки по 223-ФЗ для МСП?
Для поиска закупок можно воспользоваться разными источниками: официальный сайт ЕИС, порталы-агрегаторы, сайты крупнейших заказчиков. Принимая во внимание, что в ЕИС не публикуется информация о коммерческих заказчиках, наиболее эффективным способом будет подписка на рассылки с электронных торговых площадок. ЭТП «ТЭК-Торг» реализовала наиболее удобный инструмент для получения информации о закупках: можно получать адресные рассылки, на которые приглашаются поставщики с учетом номенклатуры продукции, адреса поставки, начальной стоимости и другой информации. Оформить подписку можно совершенно бесплатно по адресу - https://www.tektorg.ru/procedures/subscription