Участники обсудили изменения в сфере госзакупок, тенденции контрактной системы, обменялись опытом
С 15 по 16 февраля 2023 года в Челябинске проходила ежегодная конференция заказчиков – «Госзакупки. В поисках поставщика», организованная Министерством имущества Челябинской области при поддержке федеральной электронной площадки ТЭК-Торг. Основная задача конференции – практическое ознакомление заказчиков Челябинской области с изменениями действующего законодательства о закупках, новыми требованиями, вступившими и вступающими в силу в 2023 году.
В конференции приняли участие около 400 представителей государственных и муниципальных заказчиков Челябинской области: контрактные управляющие, руководители и сотрудники контрактных служб.
Участники встречи обсудили актуальные вопросы правоприменительной практики, возникающие при реализации Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, обменялись опытом и перспективными идеями по вопросам регулирования и повышения эффективности закупочной деятельности в регионах Уральского федерального округа и ближайших областей, обсудили пути решения актуальных вопросов работы с поставщиками.
«Конференция проводится в целях разъяснения основ законодательства о контрактной системе, а также практик применения нормативов в работе государственных заказчиков. В рамках обмена опытом законодатели находят пути решения вопросов и сложных моментов, возникающих в ходе активного изменения контрактной системы. Практически ежеквартально выходят уточняющие нормативные акты. Госзаказчики должны реагировать на эти изменения правил и методик работы. У нас в регионе объемы госзакупок превышают 100 млрд рублей ежегодно. Активных заказчиков более двух тысяч», — комментирует заместитель губернатора Челябинской области Александр Богашов.
Заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, начальник отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Влада Ливончик в своем выступлении акцентировала внимание на Реестре недобросовестных поставщиков: «РНП – это специальная мера государственного принуждения, установленная законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участниками закупки принятых на себя обязательств в рамках контрактной системы. Одним из последствий включения в Реестр является ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение 2-х лет и ухудшение его деловой репутации. При этом РНП служит инструментом для развития конкуренции, предотвращения злоупотреблений в закупках и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов. В среднем мы получаем до 1000 жалоб в год. Уже в начале этого года мы рассмотрели 110 обращений и 65 жалоб. В прошлом году было рассмотрено почти 600 обращений, и всего по 20% из них было принято решение о включении участников закупки в Реестр недобросовестных поставщиков. Ранее эта цифра приближалась к половине от числа обращений, но с каждым годом она все меньше и меньше. Многие заказчики уверены, что если контракт не исполнен, поставщик автоматически включается в РНП. Это далеко не так – это разные процедуры. Односторонний отказ поставщика от исполнения договора не влечет за собой его автоматическое включение в РНП».
В конференции также приняли участие замминистра имущества Челябинской области Антон Семенов, первый заместитель начальника ГКУ Челябинской области Павел Перебатов, руководитель Управления ФАС по Челябинской области Анна Козлова и ведущие федеральные эксперты, в числе которых – заместитель директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ Дмитрий Готовцев, замначальника управления развития контрактной системы Федерального казначейства Кристина Маркова, директор Института конкурсных технологий Константин Перов, руководитель департамента методологии АО «ТЭК-Торг» Василий Некрасов и др.
Выступая перед участниками конференции, руководитель департамента методологии АО «ТЭК-Торг» Василий Некрасов подчеркнул: «В ноябре прошлого года вышел 420-ФЗ, который, в частности, внес небольшие коррективы в ст. 51 44-ФЗ, касающиеся заключения контрактов по результатам электронной процедуры. Теперь, когда победитель подписывает контракт, сведения об этом размещаются в ЕИС не сразу, а только после подписания контракта заказчиком. Это позволяет избежать ситуаций с давлением на поставщиков конкурентами.
Интересный факт: 420-ФЗ приостановил до конца 2023 года действие ч.5 ст.2. 44-ФЗ, согласно которой любые будущие изменения 44-ФЗ, касающиеся закупок, планирования, контрактации и т.д., должны были вступать в силу с 1 января следующего года (или еще годом позже – в случае их принятия после 1 октября текущего года). Это подразумевало, что до конца 2023 года закупки можно было бы проводить по правилам, действующим сейчас. Теперь эту часть приостановили – следовательно, если завтра примут новый ФЗ, мы будем вынуждены подстраиваться на ходу. Поэтому в этом году полная неопределенность: нас могут ожидать любые изменения – даже в части планирования. Попробуем разобраться».
В ходе конференции слушатели также обсудили такие вопросы как обоснование начальной цены, особенности использования электронных площадок, рассмотрение споров, особенности закупок лекарственных препаратов и антикризисные меры.