Сегодня, 25 мая 2023, состоялась всероссийская онлайн-конференция «Новые возможности для госзаказчиков - 2023». Эксперты отрасли обсудили последние изменения законодательства о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд, провели подробный разбор порядка проведения «закупок с полки» (ч. 12 ст. 93 44-ФЗ), а также ответили на вопросы слушателей.
Цель конференции – познакомить заказчиков с нововведениями в законодательстве, что позволит снизить риски обращений в контролирующие органы и вероятность применения штрафов, а также рассказать о применении лучших практик в области автоматизации закупок и повышения их эффективности.
Открыл конференцию директор по государственному заказу АО «ТЭК-Торг» Дмитрий Серединцев. Спикер отметил: «В начале 2023 года в Совете Федерации назревало решение о временной приостановке применения положений Федерального закона №44-ФЗ. Однако вскоре группа членов Совета Федерации вышла с рядом инициатив, призванных сделать закон более эффективным и удобным, устранив отдельные препоны, мешающие заказчикам быстро размещать заказы, искать подходящих поставщиков и подрядчиков. В частности, для заказчиков были существенно расширены возможности применения отдельных способов закупок, которые гарантировали более скорое заключение контрактов и своевременное освоение бюджетных средств».
Руководитель департамента методологии АО «ТЭК-Торг» Василий Некрасов подробно рассказал об этих поправках, а также анонсировал новый законопроект, который сейчас находится на общественном обсуждении (ID проекта:137928).
«На мой взгляд, этим законопроектом будут внесены существенные позитивные изменения в «национальный режим» в закупках, - подчеркнул Василий Некрасов. – Поправки заметно улучшат работу специалистов в сфере государственных и муниципальных закупок. Например, в ст. 104 и 95 Правительством РФ были определены обстоятельства непреодолимой силы, при которых невозможно исполнение контракта. В этих случаях исполнитель не будет включаться в РНП при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, и заказчик будет вправе заключить контракт со следующим участником. В рамках статьи 22 ранее предполагалось дать заказчикам возможность самостоятельно вырабатывать методологию обоснования начальной максимальной цены контракта. В результате изменения коснулись только части 17 ст. 22, где сказано, что определение однородности и идентичности товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг может осуществляться с применением методологических рекомендаций, установленных Приказом Минэкономразвития № 567».
Так же в своем выступлении Василий Некрасов подробно рассказал о нововведениях в проведении «закупки с полки». Изменения коснулись предельной цены такой закупки и годового лимита для процедур. При этом такие электронные закупки товаров не включаются в годовые лимиты закупок у единственного поставщика (п.п 4, 5 и 5.1).
Руководитель отдела по работе с ключевыми заказчиками АО «ТЭК-Торг» Антон Грецкий рассказал о новых доработках и сервисах на ЭТП ТЭК-Торг: «Мы находимся в постоянном диалоге с представителями заказчиков и уполномоченных учреждений, что позволяет нам разрабатывать новые сервисы и расширять возможности площадки, исходя не только из требований законодательства о контрактной системе, но и в соответствии с пожеланиями наших пользователей. Данный подход позволяет реализовывать перечень инструментов, помогающих заказчикам в подготовке документации и эффективном проведении закупочных процедур».
В частности, на ЭТП ТЭК-Торг работает «Маркетинговый центр», который позволяет приглашать потенциальных поставщиков на закупочную процедуру на основе цифрового профиля поставщика. Поиск поставщиков осуществляется в низкоконкурентных областях, с дальнейшей автоматической e-mail рассылкой и обзвоном. Далее происходит приглашение участников по телефону на процедуры по запросу от организатора, сбор обратной связи от потенциальных поставщиков с причинами отказа от участия в закупочной процедуре, предоставление отчета организатору, включая рекомендации по повышению уровня конкуренции, а также сбор информации о производителях через региональные порталы производителей.
Функционал для массового подписания протоколов членами комиссии. После формирования и направления протоколов на подписание у каждого члена комиссии появилась возможность осуществить одновременное подписание сразу нескольких протоколов, что позволяет существенно экономить время.
Функционал «Массовое направление протоколов на публикацию в ЕИС» позволяет осуществить отправку подписанных всеми членами комиссии протоколов в ЕИС нажатием одной кнопки.
Сервис «Проверка контрагента» осуществляет проверку по открытым источникам и реестрам и формирует отчёт, отражающий максимально полные сведения о поставщике.
Также на площадке реализован сервис по распознаванию документов в составе заявок. Теперь при проведении закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий площадка распознаёт в составе каждой заявки сертификаты, лицензии и выписки и выводит информацию о них в отдельный отчет.
Сервис по проверке государственных стандартов позволяет осуществить проверку государственных стандартов в документации и выдает отчет о том, какие из найденных стандартов на данный момент действуют, действуют частично, утратили силу либо не были найдены в базе по результатам проверки.
Классификатор ОКПД2 / КТРУ позволяет быстро подобрать соответствующие коды общероссийских классификаторов с учётом характеристик товаров для их последующего использования в закупочной документации. Кроме того, классификатор позволяет быстро ознакомиться с информацией касательно ограничений, запретов и преимуществ по искомому объекту закупки, а также содержит в себе краткие справки о применении того или иного нормативно-правового акта. Функционал позволяет быстро сформировать список поставщиков, с которыми были заключены контракты по искомому коду ОКПД2/КТРУ, и направить автоматически сформированные запросы на предоставление коммерческих предложений.
Сервис по обоснованию НМЦК (приказ МЭР РФ от 02.10.2013 №567) позволяет быстро подготовить расчёт обоснования НМЦК по договору, заключаемому с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем в соответствии с п. 6 ст. 22 44-ФЗ. При подготовке расчёта так же присутствует возможность подбора кодов классификаторов и проверки на ограничения, запреты и преимущества.
Сервис по обоснованию НМЦК по лекарственным препаратам (приказ Минздрава РФ от 19.12.2019 №1064) использует информацию о лекарственных формах и дозировках препаратов из Единого структурного справочника-каталога лекарственных препаратов и позволяет быстро подготовить расчёт НМЦК. При расчёте тарифным методом функционал обращается к Государственному реестру предельных отпускных цен производителей на медикаменты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. При обосновании цен методом анализа рынка информация предоставляется из реестра контрактов с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок. При расчёте средневзвешенных цен сервис использует информацию о ценах на поставку искомого лекарственного препарата из контрактов вашего учреждения, исполненных ранее по итогам проведения конкурентных процедур.
Сервис по обоснованию НМЦК медицинских изделий (приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.05.2020 г. № 450н) позволяет быстро и удобно произвести расчёт НМЦК при закупке медицинских изделий на основании данных из реестра контрактов. Все расчётчики цен позволяют добавлять информацию из полученных коммерческих предложений.
Календарь расчета сроков процедур - удобный расчётчик сроков проводимых закупочных процедур с отсылками на нормы законодательства о контрактной системе (с учётом изменений от 01.01.2022).
Запись конференции доступна по ссылке