В данной статье будут рассмотрены особенности организации и проведения закупочных процедур, проводимых заказчиками Свердловской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 г. №-223 «О закупках отдельных видов юридических лиц» (далее – 223-ФЗ), результаты закупок, складывающиеся тренды и правоприменительная практика. Для исследования использовались данные официального сайта Единой информационной системы на конец III квартала 2023 года.
Свердловская область – лидер по количеству закупочных процедур Уральского Федерального Округа. По сведениям официального сайта Единой информационной системы заказчиками Свердловской области в рамках закупок, проводимых по 223-ФЗ, размещено 2518 планов закупок на 2023 год на общую сумму 266,31 млрд рублей, что превышает сумму договоров, заключенных в 2022 году, на 16,3 млрд рублей.
При этом в структуре областных заказчиков по 223-ФЗ преобладают региональные и муниципальные автономные и бюджетные учреждения – таких заказчиков в Свердловской области 2113 (83,9%). Такие учреждения опубликовали 28725 извещений на общую сумму 34,74 млрд рублей, что составляет 29,4% от общего объема извещений, и заключили 40892 договора на общую сумму 56,62 млрд рублей, что составило 27,1% от общего количество заключенных договоров в ценовом выражении по Свердловской области (см. прилагаемые Таблицы 1, 2, 3 по данным официального сайта Единой информационной системы).
По 223-ФЗ также размещают закупки 153 региональных государственных и муниципальных унитарных предприятий (6%), которые указали в планах закупки на 23,97 млрд рублей (9%), разместили 2565 извещений, заключили 3339 договоров на сумму 13,46 млрд рублей (8,5%). Доля федеральных автономных и бюджетных учреждений, а также ФГУП в области небольшая – всего 73 учреждения (3%), с планируемым объемом закупок 11,83 млрд рублей (4,5%) и уже заключенными 3268 договорами на общую сумму 8,6 млрд рублей (5,4%). Остальные заказчики – госкомпании, госкорпорации и акционерные общества, применяющие 223-ФЗ, – составляют всего 7% от общего количества (179 заказчиков), но планируют и организуют примерно 60% от общего стоимостного объема закупок (заключено договоров на 93,53 млрд рублей).
Рассматривая структуру закупок заказчиков Свердловской области, необходимо отметить, что чаще всего заказчики проводят закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – доля таких закупок в стоимостном выражении составляет 44,7% (см. прилагаемую Диаграмму 1 по данным официального сайта Единой информационной системы). Необходимо отметить, что доля таких закупок планомерно снижается третий год подряд: в 2021 г. их было 51,8%, в 2022 г. – 48,6%, – но при этом остается довольно высокой. По данным ФАС России в 2023 г. общая доля закупок в рамках 223-ФЗ у единственного поставщика в РФ составляет 29% в количественном и 19% в стоимостном выражении (при этом доля таких закупок, проводимых по Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе», составляет всего 6%). Таким образом, высокий показатель закупок у единственного поставщика в Свердловской области может являться сдерживающим фактором для развития добросовестной конкуренции.
Доля конкретных торгов по 223-ФЗ в общем объеме закупок 2023 г. в стоимостном выражении составила 55,3%, в том числе: аукционы – 16,9%, конкурсы – 16,7%, запросы котировок – 5,0%, запросы предложений – 3,4%. По сравнению с предыдущим годом наиболее выросла доля проведения конкурсов (9,8% в 2022 г., доля выросла в полтора раза) и запроса предложений (2,3% в 2022, рост в полтора раза в стоимостном выражении).
Доля закупок, относящихся к неторговым («иные способы закупок» по классификации ЕИС), за последний период выросла с 10,7% в 2022 г. до 13,2% в 2023 г., что свидетельствует о росте процедур со специальными требованиями заказчиков, которые могут проходить в соответствии с принятыми Положениями о Закупке организации.
Договор с наибольшей стоимостью в 2023 году в Свердловской области – поставка поковок, штамповок и заготовок из черных металлов (колес цельнокатаных) на общую сумму 25,5 млрд рублей, из них 8,2 млрд. рублей запланировано к выплате в 2023 г., заказчик – Акционерное Общество "Научно-Производственная Корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского" (реестровый номер договора 66623029538220001420000).
Всего, по состоянию на конец III квартала, заказчики Свердловской области заключили 58147 договоров на общую сумму 158,81 млрд рублей. При этом доля договоров, заключенных с субъектами МСП, составляет 52% (30 тыс. договоров) в общем объеме и 38% (59,8 млрд рублей) в стоимостном выражении. Доля таких закупок растет с каждым годом – прежде всего это связано с тем, что всё большее количество заказчиков применяет Постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ПП РФ №1352).
В соответствии с ПП РФ №1352 минимальная доля закупок у субъектов МСП для крупнейших заказчиков по 223-ФЗ должна составлять минимум 20% от совокупного годового объема закупок, который рассчитывается в ценовом выражении. При этом многие заказчики Свердловской области, входящие в состав федеральных холдингов (АО «РЖД», АО «Ростелеком» и др.), для «спецторгов» планируют более половины собственных закупок. В соответствии с п. 8 Положения об особенностях участия субъектов МСП в закупках по 223-ФЗ, утвержденного ПП РФ №1352, заказчики обязаны утвердить перечень продукции, закупаемой только у МСП. Проведение торгов по номенклатуре продукции, не входящий в указанный перечень, является нарушением. Еще одна значимая мера поддержки, установленная в ПП РФ №1352, – требование заключения договоров с МСП на сумму не менее 25% от совокупного годового объема заключенных договоров. Такая квота способствует снижению барьеров для малого бизнеса при установлении требований в закупочной документации объявляемых процедур. Следующая мера поддержки – сокращенный срок отсрочки платежа для субъектов МСП: они вправе рассчитывать на сокращенный период оплаты поставленной продукции – не более 7 рабочих дней от момента оказания услуг. В случае, если заказчик не оплатит услуги в указанный срок, в КоАП РФ предусмотрен административный штраф: до 100 тыс. рублей – на юридическое лицо, до 50 тыс. рублей – на должностное лицо.
При этом к закупкам, которые проводятся для субъектов МСП, предъявляются особые требования. Процедурные особенности проведения торгов для субъектов МСП конкретно детализированы в статье 3.4 223-ФЗ. Таким образом, закупки для субъектов МСП в целом можно оценивать как типовые, широко применяемые совершенно различными категориями заказчиков.
Самозанятые граждане, зафиксировавшие свой статус и применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в соответствии с Федеральным Законом от 27.11.2018 № 442-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"», при участии в закупках по 223-ФЗ получают все те же преимущества, что и субъекты МСП.
По данным ФАС России типовые нарушения, которые допускаются при осуществлении закупочной деятельности заказчиками Свердловской области, можно условно разделить на несколько групп:
- Предъявление ненадлежащих требований к участнику закупки.
- Предъявление ненадлежащих требований к составу заявки.
- Установление ненадлежащего порядка оценки заявок.
- Установление ненадлежащих положений в закупочной документации.
- Нарушение порядка проведения закупки.
Правоприменительная практика Территориального Управления ФАС России по Свердловской области в 2023 г. не содержала уникальных прецедентов, но соответствовала устоявшейся логике контрольного органа. Далее будут проанализированы вопросы, наиболее часто рассматриваемые на заседаниях комиссии Свердловского УФАС.
При проведении закупок возникает вопрос о применении требований к наличию продукции или персонала у участников торгов. В этой связи необходимо обозначить, что 223-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки. Требования Заказчика о подробном описании в заявке компонентов товара, значения которых становятся известными только при испытании партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Применимый правовой подход, также изложенный в п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16, поддержан ВС РФ в решении по делу от 09.02.2017 №АКПИ16-1287. Верховный суд указал, что участник не обязан иметь в наличии закупаемый товар и владеть подробной информацией о его компонентах.
Еще одна проблема, которая часто возникает при проведении закупок, – базис сравнения ценовых предложений поставщиков. Позиция ФАС России указывает, что Заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений участников закупки (в т.ч. НДС), применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков. Вопрос о допустимости изменения оценки предложений поставщиков на основе различий в используемых системах налогообложения рассматривался часто, и в последние годы управления ФАС России занимают жесткую позицию по этому вопросу – поставщики, использующие УСН, не должны дискриминироваться и оцениваться хуже, чем поставщики, выделяющие НДС из ценовых предложений. Позиция контрольного органа по учету НДС при сравнении базисов поставки впервые обозначена в Письме ФАС России от 22.08.2018 г. № АД/66562/18 и впоследствии дополнительно подтверждалась решениями арбитражных судов. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении закупки, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте (А40-146460/2019).
Право Заказчика отказывать участникам в допуске к участию в закупке в связи с предоставлением цены договора, сниженной более чем на двадцать пять процентов относительно средней цены договора, противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств и не направлено на стимулирование участников закупки к предоставлению максимального снижения ценового предложения в целях соблюдения подпункта 3 п. 1 ст. 3 ст. Закона о закупках 223-ФЗ (А40-244143/20).
Непроведение закупочных процедур при наличии потребности в закупаемом товаре свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ УЗ и ограничении доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов (Постановление 13 ААС от 17.02.2023 по делу №А21-6613/2022).
Все большую популярность набирают закупки в электронных магазинах. Электронный магазин позволяет заказчику быстро найти потенциальных поставщиков, определить цену продукции, быстро проинформировать контрагентов и закрыть закупку за несколько дней. В 2023 году электронные магазины переживают стремительный рост. Это связано также со вступившим в силу Постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 № 2323, официально утвердившим закупку в электронном магазине в качестве одного из способов закупки для субъектов МСП с начальной максимальной ценой до 20 млн рублей.
Рынок закупок по 223-ФЗ Свердловской области продолжает демонстрировать стабильное развитие, а заказчики и поставщики успешно адаптируются под новые условия. При сохранении динамики I-III квартала 2023 г. количество и стоимостной объем закупочных процедур превысит показатели прошлого периода по всем ключевым метрикам.
Источник: VC.RU