Войти

CNEWS.RU: Госзаказ поддержит ИТ-отрасль

В конце 2021 г. предполагалось, что в ближайшие четыре года расходы на ИТ в госсекторе увеличатся в два раза. На сегодняшний день известно, что в ближайшие три года они будут снижаться. Проектом бюджета на 2023 г. предусмотрено сокращение финансирования «Цифровой экономики» более чем на треть. Расходы на «Цифровое государственное управление» снизятся на 19,6%. Важнейшей задачей для ИТ-компаний стало импортозамещение.

Что ждет ИТ в госсекторе

Государство традиционно является одним из основных заказчиков на рынке ИТ. В последние годы рынок ИТ в госсекторе рос на 20-30% в год. В ноябре 2021 г. Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, заявил, что в ближайшие четыре года расходы на ИТ в госорганах и госкомпаниях увеличатся в два раза.

На сегодняшний день прогнозы развития рынка ИТ и его госсегмента, в частности, давать не берется никто. После начала СВО в отношении России были введены санкции, рынок покинули крупные западные ИТ-компании, занимавшие в некоторых секторах рынка доминирующее положение, появились сложности с поставкой компьютерной техники. «Ситуация на рынке информационных технологий в целом и в ИТ госсектора в частности будет очень сильно зависеть от внешних факторов», — говорит Сергей Шилов, президент «Лиги Цифровой Экономики».

По мнению Игоря Лейпи, директора управления по работе с государственными организациями компании Softline, самой эффективной поддержкой отрасли является госзаказ. «Не могу сказать, что в сравнении с 2021 годом объем финансов сильно увеличился, однако структура, временные рамки и устоявшиеся правила существенно изменились. Например, я давно не помню, чтобы наши заказчики платили авансы», — говорит он.

Cnews

Перейти к полной таблице

Крупнейшим двигателем развития ИТ в госсекторе является программа «Цифровая экономика». Как рассказала участникам конференции CNews «Актуальные задачи цифровизации госсектора» Ксения Петренко, директор департамента сопровождения исполнения программы «Цифровая экономика» Центра экспертизы и координации информатизации (ЦЭКИ), пока ресурсы внутри программы перераспределяются в зависимости от внешних факторов — сейчас основной упор делается на развитие информационной безопасности.

Указ о дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности страны был подписан в мае 2022 г. В госструктурах появятся специалисты, на которых возложат персональную ответственность за утечки данных и кибератаки. Также указ запрещает госорганам использовать средства защиты информации, выпущенные в «недружественных» странах.

В следующем году финансирование «Цифровой экономики» может сократиться на 35,6% до ₽129,3 млрд — именно такая цифра фигурирует в проекте бюджета на 2023 г. В 2024 г. предварительно планируется потратить ₽126,9 млрд. Примечательно, что на фоне сокращения затрат на федеральные проекты «Информационная инфраструктура» в 2 раза, «Цифровые технологии» в 2,6 раза, «Нормативное регулирование» в 12 раз, «Кадры для цифровой экономики» в 2,8 раза, расходы на «Цифровое государственное управление» снизятся всего на 19,6%, а на «Искусственный интеллект» — на 11,2%. При этом на «Информационную безопасность» будет потрачено на 7,2% больше, а на «Развитие кадрового потенциала» — почти в 2 раза больше, чем в 2022 г.

Как рассказал в ходе открытого диалога с отраслью в рамках CNews FORUM 2022 Максут Шадаев, расходы на цифровую экономику и в целом на цифровизацию ведомств в трехлетней перспективе будут уменьшаться. Примерно на 20–25% сократятся расходы на цифровизацию федеральных ведомств, объем финансирования нацпрограммы «Цифровая экономика» сократится еще больше.

Первая реакция на происходящее

Произошедшее не могло не сказаться на ходе поставок ИТ в госсектор. Так, по данным «ТЭК-Торг», в I полугодии 2022 г. объем ИТ-закупок по 223-ФЗ сократился на 31,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил ₽97,09 млрд. Из них более половины (₽56,23 млрд) пришлось на закупку компьютеров и периферийного оборудования (на 19,8% меньше, чем годом ранее). ₽40,85 млрд было потрачено на закупку лицензий ПО (на 43,5% меньше, чем годом ранее).

Правда, объем закупок по 44-ФЗ, наоборот, вырос на 13,5% и составил ₽126,54 млрд. Из них ₽71,37 млрд пришлось на закупку компьютеров и периферийного оборудования (на 5,2% меньше, чем годом ранее), а ₽55,17 млрд — на программное обеспечение и услуги по разработке и тестированию ПО (рост на 52,6%).

Государственные информсистемы пересчитают

В конце июня 2022 г. Счетная палата опубликовала бюллетень «Государственные информационные системы». Аудиторы изучили 1142 информационные системы, принадлежащие 67 федеральным органам государственной власти и внебюджетным фондам. Из них 630 можно отнести к федеральным государственным информсистемам. При этом 62 % этих систем официально не имеют статуса государственных, поскольку критерии отнесения к этой категории весьма расплывчаты. Совокупная стоимость владения системами на 4 декабря 2021 г. превышает ₽296 млрд.

Счетная палата проанализировала процесс цифровизации госуправления в России и пришла к выводу, что «существующие механизмы создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем требуют совершенствования и доработки, чтобы обеспечивать долгосрочное поступательное развитие цифровизации государственного управления».

Аудиторы заявили о необходимости внесения изменения в законодательство о ГИС, создания единого ресурса, содержащего сведения о госуслугах. Важная проблема — технологическая и архитектурная разобщенность ГИС, которая не позволяет оптимизировать затраты на их эксплуатацию и синхронизировать планы по развитию и интеграции. Кроме того, несвязность составов и структур данных, содержащихся в ГИС, не дает возможность правительству принимать на их основе управленческие решения.

При этом механизмы по принятию решений о переводе ГИС на «Гостех» не сформированы, что не позволяет решить проблему с «лоскутностью» автоматизации. Счетная палата рекомендовала провести инвентаризацию всех ГИС на применяемое в них программное и аппаратное обеспечения (его актуальность, соответствие требованиям безопасности информации, возможность масштабирования и потенциала развития), с учетом результатов оптимизировать количество систем, заменив их платформенными решениями, а затем до 30 июня 2024 г. перевести на «Гостех». При этом перевод будет осуществляться в несколько этапов: сначала он затронет 150 самых значимых систем. Остальные (около 350) перейдут на российскую облачную платформу к 2024 г.

Уже в августе 2022 г. Минцифры предложило законодательно определить критерии отнесения информационных систем к государственным и замораживать их финансирование в случае, если они таковыми не являются.

Что происходит на рынке

Основная задача ИТ-компаний в госсекторе на сегодняшний день — обеспечить тотальное импортозамещение. «Необходимо подобрать альтернативные импортным компоненты информационной системы, будь то железо, софт или прикладное ПО. Важно протестировать эти решения на совместимость и провести миграцию в кратчайшие сроки. А также обеспечить качественную и бесперебойную работу существующей инфраструктуры», — говорит Игорь Лейпи.

«При этом возрастает роль локальных поставщиков, способных в краткосрочной перспективе осуществлять поддержку продуктов и технологий ушедших иностранных вендоров», — дополняет Андрей Бурин, руководитель департамента по работе с государственным сектором компании «ФОРС – Центр разработки» (группа компаний ФОРС). По его словам, госзаказчиков интересуют комплексные услуги в области технологического и управленческого консалтинга, поставки или разработки цифровых платформ, готовых отраслевых продуктов, а также полный комплекс услуг по технической поддержке, в том числе продуктов и технологий ушедших с российского рынка иностранных вендоров и консалтинговых групп.

Как уже было сказано, очень востребованы средства информационной безопасности, причем отечественные. Впрочем, в этой сфере у нас достаточно много разработок. А вот с аппаратными решениями у нас традиционно хуже и поиск путей их закупки вопреки санкциям волнует очень многих заказчиков.

Также заказчики ищут замену продуктам ушедших вендоров, но далеко не у каждого прикладного ПО западных производителей есть российский аналог. Поэтому растет спрос на заказную разработку.

Сами представители ИТ-рынка смотрят в будущее с оптимизмом. «Отечественный рынок удовлетворяет запросы российских заказчиков как по услугам, так и по поставкам оборудования, — заверил Сергей Шилов. — Это могут видеть и наши граждане, так как вся информационная и цифровая инфраструктура страны продолжает функционировать без потери в качестве, несмотря на санкции и экономические сложности».

Как государство поддерживает отрасль

В июне 2022 г. на CNews FORUM Кейсы министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев рассказал о мерах поддержки, которые предпринимаются для поддержки ИТ-отрасли. На портале госуслуг появился раздел, посвященный этим мерам: налоговым льготам, льготным кредитам, грантам, стимулированию спроса, льготной ипотеке, отсрочке от армии, освобождению от проверок, трудоустройству иностранцев, включению в реестры, аккредитации, ИТ-образованию и привлечению финансирования.

«Государство не оставило нашу отрасль без внимания и старается сформировать соответствующие механизмы. Есть выбор среди предлагаемых мер поддержки. Но хотелось бы обратить внимание на необходимость популяризации данных мер и большей их доступности, упрощения процедуры получения таких льгот и финансирования», — говорит Андрей Бурин.

В начале сентября заработал маркетплейс российского ПО. На страницах продуктов представлена информация о ПО, его функциональности, стоимости, совместимости с операционными системами. Для каждого вида отечественного программного обеспечения указаны зарубежные аналоги.

Планируется, что к 2024 г. госсектор в 3,4 раза увеличит расходы на российское ПО по сравнению с 2019-2021 гг. Доля расходов госкомпаний на отечественные решения составит 80% от совокупных затрат на ИТ-продукты или более 650 млрд руб. Однако, по мнению Ани Асланян, члена Экспертного совета по развитию экономики нового технологического поколения при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации, российским ИТ-компаниям не стоит ждать многократного увеличения продаж — вырастут они максимум на 10-15%, поскольку создавать ПО будут специально созданные центры компетенций.

Оценить эффективность мер поддержки можно будет только через некоторое время. «Хочу еще раз подчеркнуть, что лучшая мера поддержки от государства — это новые масштабные проекты, цифровизация экономики, цифровизация общества. Все мы помним, что Великую Депрессию смогли победить, развернув масштабное строительство инфраструктуры», — говорит Игорь Лейпи.

Автор: Наталья Рудычева

Источник: cnews.ru