Login

Изменения в государственно-корпоративных закупках (Закон No223-ФЗ)

06 February 2023

Изменения в закупочном законодательстве происходят регулярно, и важно вовремя их отслеживать. Один из способов всегда быть в курсе нововведений – участие в открытых вебинарах учебного центра «ТЭК-Торг». Признанные эксперты рынка регулярно освещают последние события сферы закупок и помогают разобраться в сложных или неоднозначных ситуациях.

В этом материале мы собрали самые значимые изменения в 223-ФЗ, которые обязательно надо учесть в своей работе в 2023 году и заказчикам, и поставщикам:

  • РНП за отказ работать с «подсанкционным» заказчиком
  • Закрытие информации о закупках «подсанкционных» заказчиков
  • Изменение определения и требований к участнику закупок
  • Информационное обеспечение
  • Конфликт интересов
  • Исполнение договора
  • Поддержка СМСП
  • СМСП и заказчики под санкциями
  • Закупка с «электронной полки»
  • Независимая гарантия
  • Программы развития

Автор: Кузнецов Кирилл Владимирович, Генеральный директор Центра эффективных закупок Tendery.ru, эксперт РАНХиГС при Президенте РФ

Система государственно-корпоративных закупок в 2022 году менялась не настолько активно, как контрактная, однако целый ряд нововведений потребовали заметных корректировок как в положениях о закупке заказчиков, так и в подходах к закупочной деятельности. Остановимся на ключевых из них1.

1 В основном, вступивших в силу во втором полугодии 2022 и в 2023. Подробнее о них вы можете узнать на наших учебных мероприятиях.

Особые меры в связи санкциями и ограничениями РНП за отказ работать с «подсанкционным» заказчиком.

В случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого введены санкции/ограничения, от исполнения договора в связи с существенным нарушением со стороны поставщика, сведения о последнем направляются в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Ранее направление сведений в РНП было следствием расторжения таких договоров по решению суда.

При этом сведения о недобросовестном участнике закупки/поставщике не включаются в реестр в случае, если в результате проведения проверки выявлено, что уклонение/ненадлежащее исполнение возникли вследствие форс-мажора, в том числе в связи с мобилизацией в РФ, введением санкций/ограничений.

Закрытие информации о закупках «подсанкционных» заказчиков.

Информация о «закрытых» по решению Правительства РФ закупках не подлежит размещению на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), но размещается в самой ЕИС с 01.04.2023 г.. Т.е. информация о таких закупках удалена из публичного доступа, но остается в зоне контроля и аудита.

С указанной даты документы закрытой конкурентной закупки в электронной форме (приглашение, документация, проект договора, изменения, извещение об отказе от проведения закупки, запрос о даче разъяснений) размещаются в ЕИС, а не на электронной площадке (ЭП). Оператор ЭП размещает протоколы, разъяснение положений документации в ЕИС без размещения на официальном сайте ЕИС.

Заказчик вправе размещать на своем сайте информацию о закупке, за исключением информации, не подлежащей в соответствии с Законом №223-ФЗ размещению в ЕИС или на официальном сайте ЕИС.

Изменение определения и требований к участнику закупки.

Теперь участником закупки является любое юридическое или физическое лицо или несколько юридических или физических лиц, за исключением юридических или физических лиц, являющихся иностранными агентами.Реестр иноагентов ведется Минюстом РФ.

Очевидно, что изменение формулировки в законе №223-ФЗ требует соответствующих корректировок в положении о закупке (ПоЗ).

Кроме того, участник закупки не должен быть юридическим или физическим лицом, в отношении которых применяются специальные экономические меры в соответствии с Указом Президента РФ от 03.05.2022 г. №522 (перечень таких юрлиц определен ПП РФ от 11.05.2022 г. №851) или организацией, находящейся под контролем указанных лиц.

Информационное обеспечение

В новой редакции ПП РФ от 10.09.2012 г. № 908 о размещении информации явно разделена информация, размещаемая на официальном сайте ЕИС (ОС) и в ЕИС. В том числе не размещается на ОС (но размещается в ЕИС) раздел из ПоЗ с перечнем взаимозависимых лиц (с 01.04.2023 г.).

ПоЗ размещается в электронном виде, однако ряд его разделов формируется при помощи функционала ЕИС (c 01.04.2023 г.). Заказчик также формирует с помощью функционала ЕИС документ, содержащий сведения о ПоЗ.

Изменения коснулись также ведения реестра договоров, ежемесячной отчётности и др.

С помощью сервиса планирования «ТЭК-Торг» можно вносить изменения в планы закупок, даже если ЕИС не доступен. Видеоинструкцию по использованию сервиса и его возможностей смотрите в коротком видеоролике.

Конфликт интересов

Вслед за контрактной системой, положения государственно-корпоративных закупок пополнились нормами, направленными на недопущение конфликта интересов2. Отметим, что и ранее эта тема была актуальна для всех юрлиц в силу требований закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.13.3 которого предусматривает обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.Эти меры могут включать:

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Но теперь эта норма четко сформулирована и для закупочных правил.

  1. Руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с ФЗ №273-ФЗ.
  2. Членами комиссии по осуществлению закупок не могут быть:
    • физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки (определения поставщика (исполнителя, подрядчика) при осуществлении конкурентной закупки), в том числе
    • физические лица, подавшие заявки на участие в закупке, либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо
    • являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в закупке.
  3. Член комиссии по осуществлению закупок обязан незамедлительно сообщить заказчику, принявшему решение о создании комиссии, о возникновении вышеуказанных обстоятельств.
  4. В случае выявления в составе комиссии таких физических лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, соответствующими вышеуказанным требованиям.

Понятие «личная заинтересованность» используется в значении, указанном в ФЗ №273-ФЗ3, и касается:

  • физических лиц, являющихся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки, членами их органов управления, кредиторами участников закупки;
  • иных физических лиц в случаях, определенных положением о закупке.

Минтруд в своем письме от 07.09.2022 г. № 28–6/ООГ-1214 указал, что заказчику целесообразно в локальном документе определить порядок уведомления о возникшей личной заинтересованности. К мерам по предотвращению или урегулированию конфликта интересов относятся:

  • изменение должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей и (или) его отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
  • отвод или самоотвод указанного лица.

При личной заинтересованности лицо, владеющее бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), обязано передать их в доверительное управление.

В случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов допускается расторжение трудового договора, если указанное действие дает основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

2 Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).>

3 Личная заинтересованность (ч.2 ст.10 Закона №273-ФЗ) – возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ, каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами, гражданами или организациями, с которыми лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Исполнение договора

В общем случае срок оплаты заказчиком должен составлять не более 7 рабочих дней с даты приемки. Однако в положении о закупке могут быть установлены иные сроки (рекомендуется такими исключениями не злоупотреблять, в ЕИС эта информация для усиления контроля размещается в структурированном виде).

Иные сроки оплаты могут быть также установлены Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства и федеральным законодательством.

Установление этого правила сделало малоэффективным использование срока оплаты как одного из критериев определения победителя, в очередной раз подменив экономический инструмент административным, что, впрочем, вполне оправдано в текущих условиях.

Поддержка СМСП

Напомним, что все заказчики4 обязаны соблюдать квоту проведения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом доля всех договоров, заключенных с субъектами МСП, должна составлять не менее 25% от суммарной годовой стоимости договоров заказчика, а доля закупок с участием исключительно субъектов МСП – не менее 20%.

4 Это требование не является обязательным только для заказчиков, которые сами являются СМСП.

СМСП и заказчики под санкциями.

Новацией 2022 года стало то, что требование об обязательной доле закупок с участием только СМСП5 не применяется в отношении заказчиков, попавших под санкции и не размещающих сведения в ЕИС (в соответствии с ПП №301).

Также в отношении таких заказчиков оценка соответствия, мониторинг проектов планов и изменений в них до 1 апреля 2023 г. не проводятся, а с 1 апреля 2023 г. проводятся в части соответствия раздела таких планов, предусматривающего закупки у СМСП, утвержденному заказчиком перечню товаров, работ, услуг (ТРУ), закупаемых у СМСП.

5 Равно как в и части объемов инновационной продукции.

Закупка «с электронной полки».

С 01.07.2022 г. для осуществления закупок среди СМСП заказчик вправе установить в ПоЗ способ неконкурентной закупки, порядок проведения которой предусматривает:

  • осуществление закупки в электронной форме на федеральной электронной площадке;
  • цену заключенного договора – не более 20 млн. руб.

и включает:

  • размещение участником закупки из числа СМСП на электронной площадке предварительного предложения;
  • размещение заказчиком на электронной площадке информации о закупаемой продукции, требований к продукции, требований к участникам закупки из числа СМСП;
  • определение оператором электронной площадки предложений, соответствующих требованиям заказчика, из состава предварительных предложений; 
  • определение заказчиком согласно критериям оценки, утвержденным в ПоЗ, одного или нескольких участников закупки из числа СМСП, с которым(ми) заключается договор(ы), из участников закупки, определенных оператором электронной площадки;
  • заключение с использованием электронной площадки договора (договоров), на условиях, определенных в соответствии с требованиями, установленными заказчиком и предложениями участников закупки.

Закупку с «электронной полки» можно провести в интернет-магазине «ТЭК-Торг». В его каталоге – более 500 тысяч позиций, и ежедневно появляются новые. Магазин обладает удобным функционалом и огромной базой поставщиков.

В числе преимуществ данного способа закупки для заказчиков можно выделить:

  • гибкость (нет требований по описанию объекта закупки, возможна закупка по товарному знаку);
  • оптимальность выбора (возможны разные критерии, возможна переторжка);
  • оперативность (нет регламентированного срока, от 1 р.д.);
  • необязательность заключения договора;
  • простота процедуры (автоматизация, низкие трудозатраты);
  • сложность обжалования.

При этом данная процедура не ограничивает возможности заказчиков использовать иные виды и способы неконкурентных закупок среди СМСП, если это предусмотрено ПоЗ (Письмо Минфина от 21.01.2022 г. № 24-07-07/3495).

Вариантов проведения закупок много, и заказчикам важно выбрать из них наиболее подходящие для конкретной компании. О способах и нюансах проведения закупок мы подробно рассказываем в дистанционном курсе для заказчиков по 223-ФЗ. Кроме того, в программе обучения предусмотрена практика организации закупок на ЭТП «ТЭК-Торг».

Независимая гарантия.

Переход в части обеспечения от банковских к независимым гарантиям (НГ) также имеет ряд особенностей для СМСП (ПП РФ от 09.08.22 г. №1397).

Правительством установлены 

  • дополнительные требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке в электронной форме с участием СМСП по Закону №223-ФЗ и договора, заключаемого при осуществлении такой закупки;
  • типовые формы независимых гарантий;
  • форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии;
  • перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате;
  • особенности ведения реестра независимых гарантий для целей 223-ФЗ.

Гарантии можно получить в форме электронного документа или на бумаге. При отказе принять НГ заказчик обязан вносить сведения в реестр НГ (с 01.04.2023).

Независимую гарантию можно получить через «ТЭК-Торг» быстро и с минимальной комиссией, даже в самых сложных случаях.

Программы развития.

С 12.11.2022 г. заработал новый механизм поддержки СМСП – программы развития. Для СМСП-участников программы разрабатывается и реализуется индивидуальная карта развития (перечень мероприятий по оказанию финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки).

Правительство утверждает:

  • перечень заказчиков из числа конкретных и отдельных заказчиков, для реализации программ по развитию СМСП;
  • форму программы развития поставщиков (ПП РФ от 08.11.2022 г. №2008); 
  • перечень основных требований к участникам программ развития и к порядку проведения отбора; 
  • порядок ведения Корпорацией развития МСП реестра программ развития, осуществления мониторинга реализации программ, а также форму ежегодного отчета о результатах реализации программ.

Участниками таких программ6 могут быть юрлица и ИП, соответствующие условиям:

  • наличие в Реестре субъектов МСП;
  • производство продукции по номенклатуре, определенной заказчиком;
  • отсутствие в РНП, ликвидация или приостановка деятельности;
  • отсутствие аффилированности с заказчиком;
  • производство товаров и оказание услуг с использованием инноваций и (или) локализация производства в РФ;
  • отсутствие недоимок по налогам и иным платежам в бюджеты РФ за прошедший календарный год.

Первая программа развития уже запущена ООО «Автодор – Платные дороги».

6 https://мсп.рф/services/purchase_access/build-up/