ru
en
Войти

Основное отличие контракта от договора

10 июня 2024
Некрасов Василий Александрович
Некрасов Василий Александрович
Руководитель Департамента методологии АО «ТЭК-Торг»

Закон №44-ФЗ, известный как Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", определяет правила и требования к заключению государственных и муниципальных контрактов в России. Понятие слова «контракт» содержится в Законе и, говоря простым языком, это гражданско-правовой договор, заключенный с представителем государства – заказчиком, который осуществляет оплату поставляемых по контракту товаров, работ или услуг за счет средств бюджета.

Зачем законодательно разграничивать понятия «договор» и «контракт»? Все дело в том, что договор регулирует коммерческие отношения между физическими лицами и/или коммерческими организациями, которые осуществляют деятельность для своих нужд и для своей выгоды. Договор может быть изменен по соглашению сторон, если стороны смогли об этом договориться, в отношении любых условий, которые содержатся в таком договоре. Если одной из сторон невыгодно изменение условий (например, вы не согласитесь, заключив договор с автосалоном на покупку автомобиля в полной комплектации, изменить условия и получить его в базовой, но по той же цене, или другой марки, или вообще через полгода, а не завтра) – она не будет соглашаться на изменения, т.к. действует в интересах собственной выгоды на свой страх и риск. Однако, когда дело касается государственных заказчиков, появляется риск возникновения коррупции, при которой сотрудник организации заказчика будет действовать не в интересах государства и своего учреждения, а в личных корыстных целях, т.к. оплата по контракту будет не из заработанных средств, а из доведенного бюджета.  За часть этого бюджета он готов поменять условия контракта на менее выгодные для заказчика, но более выгодные для исполнителя, или первоначально создаст ситуацию, при которой выполнение условий контракта невозможно без их изменений. Естественно, существует только один участник, который примет участие в невыполнимой закупке, заранее зная, что условия потом поменяются, но в отсутствии конкуренции он получит всю сумму денег, первоначально заложенную в бюджете. Именно поэтому нормами закона о контрактной системе заложено правило о том, что изменять существенные условия контрактов нельзя, за исключением случаев, прямо указанных в Законе №44-ФЗ.

 

Какие условия контракта являются существенными?

Необходимо знать, что является существенными условиями для контракта, заключенного по 44-ФЗ, чтобы не допустить нарушения закона в случае изменения его условий при исполнении.

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 432 указывает, что договор (в нашем случае – контракт) считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям, которыми считаются условие о предмете договора и те условия, которые названы в законе существенными для такого типа договора. Исходя из содержания Закона №44-ФЗ, можно понять, что существенные условия, которые должны содержаться в госконтракте, перечислены в статье 34, которая говорит о содержании контракта, и статье 95, которая рассказывает о том, какие существенные условия, в каком случае и порядке можно менять.

В контексте Закона существенными условиями будут:

1.     Предмет контракта, в том числе детальное описание товара, работы или услуги, которые являются объектом закупки. Это может включать спецификации, количество, функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, а также гарантийные обязательства по контракту.

2.     Стороны контракта (при этом банковские реквизиты сторон, адрес).

3.     Цена контракта: общая сумма, которую заказчик обязуется уплатить исполнителю, а также стоимость единицы товара, работы, услуги.

4.     Условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком исполнителю контракта, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты  Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если  такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджет заказчиком.

5.     Сроки и порядок исполнения контракта: конкретные даты начала и завершения выполнения обязательств по контракту, место поставки товара, оказания услуг или выполнения работ, периодичность, сроки приемки и оплаты, а также срок действия всего контракта.

6.     Порядок и условия оплаты: схема платежей, включая возможные авансы и условие о банковском или казначейском сопровождении.

7.     Этапы контракта: часть обязательств исполнителя по контракту, имеющая свои объемы, сроки выполнения и обязательство представить заказчику результат исполнения таких обязательств, которые буду приняты и оплачены заказчиком в пределах установленной стоимости.

8.     Ответственность сторон: меры ответственности за нарушение условий контракта, а также условие об удержании суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек, предъявленных заказчиком, из суммы, подлежащей оплате исполнителю по контракту.

9.     Обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств по контракту: размер такого обеспечения, порядок предоставления, возврата и удержания.

 10.     Право на односторонний отказ от исполнения контракта.

 11.     Требование об исполнении контракта самостоятельно без привлечения иных лиц к исполнению контракта.

 12.     Условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций с указанием объема такого привлечения в виде процента от цены контракта.

 13.     Иные нюансы, предусмотренные статьей 34 Закона №44-ФЗ, профильным законодательством и НПА, такие как обязательство предоставить информацию о соисполнителях по контракту начиная от определенной Правительством РФ суммы, номера из реестров российской или евразийской промышленной продукции, наименование медизделия в соответствии с РУ, номера РУ и т.д.

Стоит отметить, что не все госконтракты требуют обязательного содержания всех существенных условий. Частью 15 статьи 34 Закона №44-ФЗ определены отдельные случаи, когда при заключении контракта в его составе могут отсутствовать условия об ответственности сторон, графике исполнения долгосрочного контракта, типовые условия, предусмотренные Правительством РФ и даже положения о порядке и сроках исполнения и оплаты контракта. При этом в таких случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации (юридические лица не могут заключать договоры без составления документа - в устной форме), т.е. даже в виде чека из магазина или билета в театр или зоопарк.

 

Важность четкого разграничения существенных условий и несущественных

Закон говорит, что изменение существенных условий контракта при его заключении и исполнении недопустимо, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ). Из этого можно сделать вывод, что те условия, которые не относятся к существенным, менять можно в любой момент по соглашению сторон.

Например:

–  Идентификационный код закупки (ИКЗ)

–  Банковские реквизиты

–  Почтовый адрес и иная контактная информация

–  Источники финансирования контракта

–  и т.д.

По сути, к несущественным условиям относятся те условия, которые не влияют на экономическую составляющую контракта, и изменение таких условий никак не повлияет на круг участников закупки, которые первоначально могли бы претендовать на участие в закупке. Например, если срок поставки (является существенным условием контракта) в проекте контракта при объявлении закупки был указан – 10 дней, подавали заявки на участие только те лица, которые способны выполнить поставку в такой короткий срок (из-за близкой логистики и наличия всей партии товара на складе), но если при изменении контракта срок стал составлять 90 дней – это расширяет круг возможных участников закупки и увеличивает конкуренцию. Однако если ИКЗ меняется в контракте, это никак не влияет на исполнителя контракта, ровно также, как и источник финансирования – ведь не важно из какого источника деньги, если сумма не меняется.

 

Изменение существенных условий контракта

Изменение существенных условий контракта допускается только в определенных случаях, предусмотренных Законом №44-ФЗ. Например, изменение цены контракта возможно при изменении объема закупаемых товаров, работ или услуг в установленных Законом пределах или в случае, если существует возможность снизить цену контракта без изменения иных условий контракта. Случаи изменения существенных условий перечислены в статье 95 Закона №44-ФЗ, также в некоторых частях статьи 112. Все законодательно  предусмотренные случаи изменения контракта основаны на недопустимости перерасходования бюджета. Участникам закупок следует первоначально понимать, что просто так менять условия после подписания контракта не получится, и следует очень внимательно ознакомиться с проектом контракта и условиями закупки, а также изучить положения законодательства о контрактной системе в части исполнения и изменения контракта.

 

Ответственность за нарушение условий

За нарушение существенных условий контракта стороны несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством. Меры ответственности могут включать:

·  Штрафы и пени, начисляемые за просрочку исполнения обязательств или иные нарушения условий контракта.

·  Возмещение убытков, если нарушение повлекло за собой убытки для одной из сторон.

А если контракт заключен с нарушением Закона №44-ФЗ – в том числе требований к его содержанию – или отличается от объявленных в закупке условий, то такой контракт может быть признан ничтожным.

 

Заключение

Существенные условия контракта по Закону №44-ФЗ являются основой для формирования правовых отношений между заказчиком и исполнителем. Их четкое и подробное описание позволяет избежать разногласий и способствует успешному выполнению обязательств. Прозрачность и соблюдение установленных процедур обеспечивают доверие и эффективность государственной системы закупок.

Закон №44-ФЗ является важным инструментом в регулировании государственных контрактов, обеспечивая баланс интересов сторон и способствуя рациональному использованию бюджетных средств.

 

Другие статьи